СТЕРЛИТАМАК
МЭРИЯ ИСТОРИЯ КАРТА ГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ
КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СТАТИСТИКА
О себе
Галерея
Интересы
Ссылки
Друзья
Стерлитамак
ФК "Содовик"
Книга
Почт@
Погода в Стерлитамаке

Проект соляной пристани Саввы Тетюшева

Для укрепления юго-восточных границ и дальнейшего освоения уральского региона оберсекретарем Правительствующего Сената Иваном Кириловым был предложен на рассмотрение проект о строительстве в устье реки Орь города-крепости Оренбурга. В дальнейшем предполагалось построить по Яику, Самаре и Сакмаре крепости, редуты и форпосты, которые составят единую пограничную линию. В проекте также отмечалось, что для управления Башкирией недостаточно одной Уфы, которая “так малолюдна, что сотой доли против башкирских людей в ней нет”. Закрепив таким образом присоединение Башкирии, Россия получала доступ и к обширным и богатым землям, и к храбрым башкирским воинам, которые “всегда верно служивали не только против шведов и поляков, но и против турков и крымцев”.

Проект И. К. Кирилова одобрил Сенат и 1 мая 1734 г. Была дана его “Всемилостивейшая апробация”. Оренбургская экспедиция отправилась на Яик через Казань и осенью 1734 г. прибыла в Уфу. В апреле 1735 г. экспедиция выехала из Уфы к устью реки Орь, прибыла туда в августе и заложила крепость. Помимо строительства крепости И. К. Кирилову предстояло также учредить связывающие Уфу и Оренбург почтовые станции на расстоянии одного дневного перехода друг от друга (20-30 верст). Одной из таких станций и стал Ашкадарский почтовый ям. Но не почтовые перевозки по Оренбургскому тракту определили будущее незаметной почтовой станции. Своим возвышением Ашкадарский ям обязан металлургическим заводам, которые в середине XVIII в. с небывалой быстротой начали строиться в горных районах Башкирии.

Оказавшись в полукольце металлургических заводов, Ашкадарский ям превращается в заметный коммуникационный центр, связывающий административные и промышленные центры края. Это обусловило и выбор места для новой транзитной соляной пристани.

Проект Саввы Тетюшева о доставке одного миллиона пудов в Центральные районы России посредством закладки новой соляной пристано (помимо существующих в поселках Бугульчан и Табынске) “при речке Ашкадаре, впадающей в Белую речку, по которой соль судами отправляться будет” был оценен правительством как патриотическое начинание. 10 января 1765 г. принимается решение о строительстве пристани и С. Тетюшев назначается “главным директором добывания и отправления” илецкой соли. В проекте предполагалось построить шлюзы на Ашкадаре у устья реки Стерли, а выше - пильные мельницы по заготовке материалов для строительства барок. Утверждение проекта, улаживание финансовых дел, поиски мастеров, знакомых с устройством пильных мельниц и строительством барок, заняли весь 1765 г. Вывоз илецкой соли к Ашкадару должен был осуществляться под наблюдением Оренбургского губернатора А. А. Путягина. Губернатор назначил на Ашкадарский ям для приемки соли капитана Оренбургского полка Ивана Панурина. Ям стал Называться Ашкадарской пристанью. В августе 1766 г. пристань, располагавшаяся недалеко от устья Стерли - левого притока Ашкадара, получила название Стерлитамакской (“тамак” по- башкирски - устье).

Проект Саввы Тетюшева так и остался проектом. Ежегодно на Стерлитамакскую пристань завозилось не более 350 тысяч пудов соли. Малонаселенность края, сложные климатические условия, короткий период навигации, массовая вырубка лесов, злоупотребления чиновников привели к тому, что поставки соли стали все более сокращаться, соляные перевозки утратили свою крупномасштабность и приобрели чисто местное значение.


Copyright © 1998-2001 by MARAT INC. Sterlitamak - UFA, Russia