Проект соляной пристани Саввы Тетюшева
Для укрепления юго-восточных границ и дальнейшего освоения
уральского региона оберсекретарем Правительствующего Сената Иваном
Кириловым был предложен на рассмотрение проект о строительстве в
устье реки Орь города-крепости Оренбурга. В дальнейшем
предполагалось построить по Яику, Самаре и Сакмаре крепости, редуты
и форпосты, которые составят единую пограничную линию. В проекте
также отмечалось, что для управления Башкирией недостаточно одной
Уфы, которая “так малолюдна, что сотой доли против башкирских людей
в ней нет”. Закрепив таким образом присоединение Башкирии, Россия
получала доступ и к обширным и богатым землям, и к храбрым
башкирским воинам, которые “всегда верно служивали не только против
шведов и поляков, но и против турков и крымцев”.
Проект И. К. Кирилова одобрил Сенат и 1 мая 1734 г. Была дана его
“Всемилостивейшая апробация”. Оренбургская экспедиция отправилась на
Яик через Казань и осенью 1734 г. прибыла в Уфу. В апреле 1735 г.
экспедиция выехала из Уфы к устью реки Орь, прибыла туда в августе и
заложила крепость. Помимо строительства крепости И. К. Кирилову
предстояло также учредить связывающие Уфу и Оренбург почтовые
станции на расстоянии одного дневного перехода друг от друга (20-30
верст). Одной из таких станций и стал Ашкадарский почтовый ям. Но не
почтовые перевозки по Оренбургскому тракту определили будущее
незаметной почтовой станции. Своим возвышением Ашкадарский ям обязан
металлургическим заводам, которые в середине XVIII в. с небывалой
быстротой начали строиться в горных районах Башкирии.
Оказавшись в полукольце металлургических заводов, Ашкадарский ям
превращается в заметный коммуникационный центр, связывающий
административные и промышленные центры края. Это обусловило и выбор
места для новой транзитной соляной пристани.
Проект Саввы Тетюшева о доставке одного миллиона пудов в Центральные
районы России посредством закладки новой соляной пристано (помимо
существующих в поселках Бугульчан и Табынске) “при речке Ашкадаре,
впадающей в Белую речку, по которой соль судами отправляться будет”
был оценен правительством как патриотическое начинание. 10 января
1765 г. принимается решение о строительстве пристани и С. Тетюшев
назначается “главным директором добывания и отправления” илецкой
соли. В проекте предполагалось построить шлюзы на Ашкадаре у устья
реки Стерли, а выше - пильные мельницы по заготовке материалов для
строительства барок. Утверждение проекта, улаживание финансовых дел,
поиски мастеров, знакомых с устройством пильных мельниц и
строительством барок, заняли весь 1765 г. Вывоз илецкой соли к
Ашкадару должен был осуществляться под наблюдением Оренбургского
губернатора А. А. Путягина. Губернатор назначил на Ашкадарский ям
для приемки соли капитана Оренбургского полка Ивана Панурина. Ям
стал Называться Ашкадарской пристанью. В августе 1766 г. пристань,
располагавшаяся недалеко от устья Стерли - левого притока Ашкадара,
получила название Стерлитамакской (“тамак” по- башкирски - устье).
Проект Саввы Тетюшева так и остался проектом. Ежегодно на
Стерлитамакскую пристань завозилось не более 350 тысяч пудов соли.
Малонаселенность края, сложные климатические условия, короткий
период навигации, массовая вырубка лесов, злоупотребления чиновников
привели к тому, что поставки соли стали все более сокращаться,
соляные перевозки утратили свою крупномасштабность и приобрели чисто
местное значение.
|