Развитие города в XIX веке
Стерлитамак начинает застраиваться каменными зданиями, появляются
три площади.
Поскольку Стерлитамак был не только уездным, но и торговым
центром, требовались переправы через Ашкадар и Стерлю. Ими служили 3
моста через эти реки. Через Ашкадар - мост на большой почтовой
ДОРОГЕ Уфа - Оренбург и другой - на торговом тракте Верхнеуральск -
Стерлитамак - Белебей.
До 1844 г. в городе не было гостиницы, постоялых дворов,
трактиров, ресторанов и харчевен. Первая гостиница появилась лишь к
концу пореформенного периода.
Медленно развивалась промышленность, в 1860 г. на двадцати пяти
кожевенных заводах работало около ста рабочих. Многие городские
жители занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.
Вся производимая продукция - кирпич, кожа, ремесленные изделия
- продавалась на городском базаре и на недельных, которые
проводились два раза в год.
Многие товары производились из соседних, а также столичных
городов. Развитию торговли способствовали как сухопутные дороги, так
и речные пути. С Бугульчана до Нижнего Новгорода совершали свои
рейсы пароходы А. Н. Левашева и его компании. Стерлитамакское
купечество пополнялось за счет переезжавших сюда купцов из Уфы,
Оренбурга, Сеитовского посада, Бугульмы, разбогатевших местных мещан
и государственных крестьян.
В Стерлитамаке действовали 8 учебных заведений, городская
больница с 1 врачом, работали аптеки, 2 библиотеки, типография А. П.
Бусыгина и фотография А. Голошубова; были открыты 2 православные, 1
старообрядческая церкви и 2 мечети. С 1837 по 1864 гг. велось
строительство Собора Казанской Божьей матери, который, к сожалению,
был разрушен в 1937 г.
|