Стерлитамак в первой половине XX в.
В 1913-1914 гг. по проекту инженера Корсака строится здание
Уездной земской управы (ныне в нем расположены отделы городской
администрации).
Двадцатый век внес существенные изменения в работу промышленных
предприятий Стерлитамака. Вместе с ручным трудом стали применяться
машины. В 1915 г. два кожевенных завода, пять лесопилен и пять
мукомольных мельниц имели паровые двигатели; открылись спичечная
фабрика, два чугунолитейных завода, спиртоводочное, пивоваренное
производство, несколько скотобоен; работали небольшие производства,
такие как портняжное, картузно-шапочное, белошвейное,
овчинно-шубное.
Еще в конце прошлого века, в 1898г., губернский землеустроитель
Т. Афанасьев впервые произвел топографическую съемку местности и
составил план застройки города.
Стерлитамак состоял из отдельных микрорайонов-поселков со
своими обычаями и нравами: центральной части с тремя площадями
(Соборная - ныне парк им. Кирова, Базарная - кинотеатр “Салават”,
Ярмарочная - стадион “Каучук”) и пятью главными улицами (Дворянская
- ныне ул. Мира, Церковная - ул. Комсомольская, Большая Заводская -
ул. К. Маркса, Ашкадарская - ул. Халтурина, Миллионная - ул. Сакко и
Ванцетти), а также Сайгановки, Качкарника, Завода, Выселок,
Заашкадарья и др. Каждый из этих поселков имел по две-три улицы, а
его жители, как правило, работали на построенных здесь же
предприятиях или занимались земледелием и животноводством.
Новым импульсом развития города стали открытие и разработка в
Стерлитамакском районе Ишимбайского нефтяного месторождения и
строительство железнодорожной линии Уфа - Стерлитамак.
В 1930 г. Городской совет утвердил перспективный план развития
Стерлитамака на ближайшие 30 лет до 1960 г. В это время здесь
проживали около 24 тысяч жителей, а на промышленных предприятиях
работали около 1,5 тысяч рабочих.
Предусматривались строительство промышленных и
социально-культурных объектов, расширение жилищного строительства, а
также увеличение выпуска пищевой и легкой промышленности.
|