|
|
|
Мне кажется,что эти слова являются прекрасным началом реферата по теме "Рок".Тем более,что рок считается молодежной культурой,потому что...Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за тему "Рок-культура",я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе задачу.Наверное даже я ее усложняю. Рок-музыка - это настолько спорное направление искусства,что очень сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса.Я немного ограничил тему,так как не считаю возможным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое время и в столь ограниченном объеме. К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о законодателях рока.Вся моя информация базируется на моем архиве переведенных зарубежных журналов,а также на том количестве советских журнальных и газетных статей,пластинок,накопившихся у меня за те годы,которые я серьезно увлекаюсь роком. Еще сразу хочется оговориться,что любая область человеческой деятельности не лишена "ченухи",поэтому общие фразы,последующие далее не следует распространять на всех исполнителей (поклонников) рок-музыки. Итак... НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ. Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прош- лое.Как,почему возник новый стиль музыки,с чего все началось? А началось все с того,что в 1920 году советский инженер Л.Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями - эмиритон,траутониум,виолен.В тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на который она вешается.Да и электрогитарой те инструменты назвать было сложно.Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркест- ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили звукосниматель.Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться.Звук стал громче,но сущность гитары (акком- панемент) осталась.Позднее было обнаружено,что посредством обработки звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу.В последствии именно гитара и стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и бас-гитара,ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии,что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе. "THE BEATLES".ИСТОКИ РОКА ? О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой области не сделаешь.Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями стиля "рок".Так ли это? - Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка- жется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который впоследс- твии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так называемую "поп-музыку".Одна из черт "Beatles", позволивая мне причислить их к "попслвикам" - это относительная простота их музыки и текстов, хотя это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способ- ностей у музыкантов.Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей хотелось чего-то легкого и доступного для понимания.Нельзя отрицать, вклад в развитие молодежной музыки "Beatles" внесли огромный.Безус- ловно, они дали духовную основу рока, подготовили для него аудиторию слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки.Много говорит за "Beatles" высказывание Боба Дилана, одного из творцов стиля "фолк-рок": - Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть воз- можным... Я сказал себе: теперь все будет не так; я был потрясен.И я не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел "Beatles"... HARD-ROCK (Справка из энциклопедии). Хард-рок.Дословно: жесткий или тяжелый рок.Понятие настолько всеобемлющее,что многие не видят разницы между собственно рок-музы- кой и этим,одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений. Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали слушателей,привыкших к обтекаемой,плавной переда- че музыкальных идей.Хард-рок,"призрак" которого витал в композициях поп-групп с первой половины 60-х годов,впервые принял относительно четкую форму в музыке таких групп,как "Блю чиэр" и "Крим" (хотя од- нозначно определить авторство невозможно: идея действительно носи- лась в воздухе,элементы хард-рока появились и в музыке "Битлз","Рол- линг Стоунз","Ярдбердз"). Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. В хард-роке,помимо "выпуклости" ритм-секции,все входящие в нее инс- трументы напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэ- тому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмен- та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты группы,создавая целостность и монолитность произведения. Как самостоятельное направление"хард-рок"выделился в конце 60-х годов,и благодаря тому,что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс,"хард-рок" с тех пор предполага- ет исполнение виртуозными инструменталистами,что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам.К началу 70-х появились группы-ис- полины,блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока",но и исклю- чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством: "Лед Зеппелин","Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","Гранд Фанк Рейл- роуд" и многие,многие другие,почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня. В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими нап- равлениями рок-музыки,как правило, дает интересные результаты - так появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия",а также такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз","хард-кор". Rolling Stones ("катящиеся камни") Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской музы- ке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре- мени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер осно- вал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в числе которых были и будущие участники "Роллинг Стоунс": Мак Джег- гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в "Б.И" они как-бы выделились в отдельный коллектив. В один из вечеров они играют вместо "Б.И" в клубе "Марки" - этот концерт и положил на- чало карьеры R.S. Основу репертуара группы составляли городские блю- зы с характерным, усиленным гитарным звуком. В ранних песнях R.S. нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с тем, группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с годами становившееся все более и более отчетливым. Известность, хотя и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственнос- ти. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие поклонники. История R.S. после 1965 года, особенно после песни "Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рек- ламе "Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ("ангелами ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули на ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили свой облик, но надлом произошел. Их альбомы становятся все более и более искуственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие пластинки звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R.S. прекратил свое существование, но его участники (кроме Джонсона, умершего в июле 1969 г.) продолжили работу сольно. Led Zeppelin. ("Свинцовый дирижабль") Группа образовалась в 1968 г. в Великобритании. После распада известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж. Пейдж соби- рает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по конт- ракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд- жем до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и, вообще, имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Шве- ции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант предложил назва- ние "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа вы- пустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале 1969 г. "Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый диск группы становился "платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж припес в классический блюз свое собственное понимание этой му- зыки, его "чувство гитары" было поистине уникальным (не говоря о технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм - секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта сделали подрожание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру груп- пы можно было лишь слепо копировать).Импровизация, на которой основывалось творчество "Л.З." имела и свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и ра- диостанции отказывались их транслировать. После выхода четвертого альбома группа несколько сократила свои гастрольные поездки, а после американского турне 73 г., побившего все рекорды продажи билетов, и вовсе прекратила их. В 1974 г. группа учредила свою собственную студию грамзаписи. В 1975 г. группа выпус- тила двойной альбом "Physical Graffiti", композиции которого значи- тельно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену "Led Zeppelin". В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм, популярность "Лед Зеппелин" была беспредельной, но в 1977 году от вирусной инфекции умер сын Р.Планта, Карак, и вновь группа отказыва- ется от концертов почти на два года.В это время поползли слухи о возможном распаде "Лед Зеппелин".Однако в конце 78 года группа запи- сывает в Швеции очередной альбом (он вышел летом 79-ого). В августе 1979 года "Лед Зеппелин" дали большой концерт в Анг- лии, приготовились к записи студийной пластинки, однако приступили к работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот- ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С этого дня "Лед Зеппелин" боль- ше не существует... С того же самого дня ходят упорные слухи о воссоединении группы, публика и журналисты называли возможные кандидатуры барабанщиков, но музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в последнее время у Бонхэна появился достойный преемник, его сын Джесон. После некоторого перерыва каждый участник группы приступил к сольной работе.В 1984 году Плант и Пейдж организовали группу "Honeydrippers", а Дж.П.Джонс сейчас продюсирует английскую группу "The Mission". "Deep Purple". В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень инте- ресную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движе- ния хиппи. Группы типа "Кэджалс", "Пластик Пенни" лишь ненадолго привлекали внимание,неожиданный успех выпал на долю "Статус Кво",ан- самбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей, Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два девс- твенника". Начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз" вы- пустил "Банкет нищих". Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инс- трументальные пьессы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удив- ления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возраст- ным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим де- лом. Взаимовлияние было очень сильным. Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. О Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси- чечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета- ния своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитарис- та Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит -парадах появился и первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The shades of Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во мно- гом наивной и неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате- лей. Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспери- ментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" поподали в амери- канские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была прак- тически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Родже- ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский фи- лармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили кон- церт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и "академической" му- зыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и дру- гой музыки. "Живая" запись из Альберт - холла была выпущена на плас- тинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновремен- но с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве группы. "Тяжелый металл" тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если не строго хронологически, то духовно - стал ансамбль ""Deep Purple"" В почерке коллектива поя- вилось все, что потом использовали другие "металлические" группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жан- рах, открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led Zeppelin", также стоящий у идейных истоков "тяжелого металла" замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня. Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским стра- нам. Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда". Тогда же Лорду впервые поручили написать му- зыку для кинофильма. В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл "Дип Перпл" "Странная женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а также последующие "Machine Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе думаем" выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих пластинках есть первокласные вещи, но у слушателя начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973 году Гиллан и Гловер ушли из "Deep Purple", мотивируя свое решение отсутствием какого-либо продвижения вперед. Им нашли замену (Дейв Кавердейл и Хьюз), но в 1975 году из "Deep Purple" ушел Блэкмор. За- менили и его, но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекра- тил свое существование. Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа- ми. Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и записали "Абсолютно ненормальных людей". В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося "Deep Purple" - "Дом голубого цвета". История современного рока не может не включить в себя творчество "Deep Purple" Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в твор- честве самых разных коллективов. НЕКОРОНОВАНЫЙ КОРОЛЬ ХАРД-РОКОВОЙ ГИТАРЫ. Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе,а вовсе не о Джиме Хендриксе, как это могло показаться из названия.Не ущемляя заслуг Хендрикса,по- ложившего начало роковой гитары,надо сказать,что Блэкмор достиг большего.Давая такую оценку,я вовсе не придерживаюсь сегодняшних по- зиций,когда хорош тот гитарист,кто быстрее перебирает пальцами по грифу.Рок-гитара - это прежде всего импровизация. Создавая свою первую группу в 15 лет,Ритчи еще и не догадывался, что спустя десятилетия гитаристы будут "держать равнение" на него, а молодежь в клубах будет разбирать его композиции, пытаясь научиться играть также, как он.Я не ставлю своей целью проследить путь Блэкмо- ра к мировой известности, а хочу поговорить о его творении - группе "Rainbow", которую он создал, уйдя из "Deep purple". Итак, в 1975 году Р.Блэкмор уходит из "Deep purple", мотивируя свое решение тем, что ему "надоело торговое предприятие, из которого качали песни-"хиты"".Свои надежды на возрождение любимого рок-н-рол- ла Блэкмор связал с: Ронни Джеймсом Дио(вокал), Гэри Дисколлом(удар- ные), Крейгом Грубером(бас) и Микки Ли Соулом(клавишные).Первый же альбом "Ritchie Blackmore's Rainbow"(1975) привлек внимание критиков и поклонников нарождавшегося в то время стиля "Hard and Heavy".Кри- тика сразу же отметила удачное сочетание элементов классической му- зыки и импровизаторский талант Блэкмора, увлечение Дио средневековой поэззией, сыгранность нового состава. Второй альбом, записанный с помощью Мюнхенского симфонического оркестра, представлял поклонникам новый состав группы, реорганизация которого помогла Блэкмору дать заряд новой энергии сценическому шоу группы.После выхода пластинки музыканты отправились в турне, где был записан новый альбом "На сцене"(1977).Еще раз оправдывает фразу "Блэкмор всегда стремится к совершенству" то, что в 1978 г. был опять сменен состав группы, в котором появились: Боб Дейсли(бас) и Дэвид Стоун(клавишные).Новая пластинка "Long live Rock-n-Roll"(1978) объединила те музыкальные стили, которые всегда стремился сочетать Блэкмор,- барокко,классицизм и "тяжелый рок". Летом 1979 г. появился пятый альбом группы, под названием "Down to Earth", который возвестил о воссоединении Ритчи с его другом по "Deep purple" Роджером Гловером(бас-гитара).Вместе с ним и Доном Эй- ри(клавишные), Кози Пауэллом(ударные), Гремом Боннетом(вокал), Ритчи создал наиболее сильный и гибкий состав "Rainbow".Известная в прош- лом, как группа "тяжелого рока", в альбоме "Вниз к Земле" группа подчеркнула изысканную постановку "шоу", акцентировала внимание слу- шателей на тексты исполняемых песен, которые были столь же футурис- тичны, как и музыка.Выпущенные в 1981 и 1982 годах альбомы "Трудно- излечимый" и "Прямо между глаз" объединяются блестящей, непредсказу- емой, виртуозной гитарой Ритчи Блэкмора.Также здесь заметны новые интонации вокала: группу был взят Джо Линн Тернер. В середине 1986 года группа "Rainbow" прекратила свое существо- вание.Она всегда была детищем Ритчи Блокмора, поэтому можно сказать, что изменения состава, происходившие с вызывающей тревогу быстротой, не приносили ущерба ни музыке, ни сценическому облику группы.Все время своего существования группа была творческой мастерской стиля "Hard and Heavy", тем необходимым инструментом, который позволял виртуозному гитаристу и импровизатору Ритчи Блэкмору сохранять свою творческую форму. Ритчи Блэкмор ушел в возродившийся "Deep purple", оставив нам фразу с дебютного альбома "Rainbow", которая актуальна и сегодня: "...Если ты не любишь рок-н-ролл, то никогда уже не поймешь, что это музыка.Если ты не любишь рок-н-ролл, то сегодня его понять будет уже сложно". СОВРЕМЕННЫЙ ХАРД-РОК: "SCORPIONS". По поводу слова "современный" в подзаголовке можно долго спо- рить, так как группа "Scorpions" образовалась в 1972 году и их при- нято считать одними из классиков рока.Но все дело в том,что размеры реферата не позволяют мне описывать особенности не то что каждой группы, но даже из круга наиболее известных комманд придется выбрать одну-две, а так как "Scorpions" одна из самых почитаемых групп, то я и выбрал ее, тем более, что из общей массы коллективов она вырывает- ся благодаря своей необычной для "харда" мелодичности. Итак "Scorpions" принадлежит к числу комманд-"старичков".Однако, если приглядеться к року конца 80-х - начала 90-х годов, то будет не трудно понять, что погоду здесь делают те, кто начинал в начале 70-х и кому уже около сорока лет."Scorpions" начинали на том рубеже, правда известными они стали только девять лет спустя, но у каждого свой срок.Сейчас "Scorpions" знают во всем мире, даже в США, а это для музыкантов показатель, особенно для рок-музыкантов из неанглоя- зычных стран.Статус рок-группы определяется ее международной попу- лярностью, успех на родине критерием не является: группу должны признать в двух столицах рок-музыки, в Лондоне и в Нью-Йорке.Только после этого группа может претендовать на выступления в качестве "гвоздя программы".А сорок лет - возраст творческого рассвета, попу- лярности музыканта, так считает Клаус Майне. Рубежей у "Scorpions" было предостаточно.По словам Майне, они никогда не испытывали недостатка в материале, мелодические решения всегда были естественными, но начинали "Scorpions" очень трудно, ве- ли настоящую борьбу за существование.Порой надо было решать финансо- вые проблемы типа "купить сигарет или заправить машину, чтобы пое- хать на концерт ". Пришлось бросить курить. К середине 70-х "Scorpions" была уже довольно популярной группой дома, в Западной Германии.Но когда приезжали на гастроли знаменитости,то о "Скарпах" забывали, в лучшем случае доверяли раскачивать публику. Так они учи- лись у "Аэросмита", "Кисс" и других.В конце 70-х "Scorpions" осмели- ваются на турне по штатам, и вот это был рубеж: группу из Англии американцы еще как-то воспринимают, но концерт западно-германского ансамбля! Каждый раз, выходя на сцену "Scorpions" доказывал публике, что рок - явление интернациональное.Правда с оговоркой: чтобы стать частью этого явления, группа должна не только хорошо играть и сочи- нять хорошую музыку, она должна еще исполнять свои песни по-английс- ки.Альтернативы нет: у рок-музыки есть определенные традиции, сущес- твуют законы жанра, связанные и с фонетической структурой языка. У "Scorpions", как и у всех других групп был трудный период - нет, они не собирались расходиться, просто пластинка 1984 года под названием "Любовь с первого укуса" получилась очень сильной, а это означало, что следующий студийный альбом должен быть еще луч- ше."Scorpions" отправились в кругосветное турне, из которого они привезли концертный альбом, вышедший в 1985 году.Но из турне они привезли и несколько новых песенок, которые легли в основу пластинки 1988 года "Savage amusement".Новый диск рождался очень тяжело, почти три года проб и ошибок, записей и перезаписей.Но вот мнение Клауса Мейне: "Проблемы? Они есть всегда, и это хорошо.Нет проблем,- значит нет и творчества." О чем поют "Scorpions"? - Отвечает Рудольф Шенкер: "Мы не поли- тическая группа, мы не поем песен протеста, наша задача - зарядить слушателей положительной энергией, энергией созидания." О чем тексты "Scorpions" - конечно о любви, о чем же еще?! Только любовь правит миром, только любовь выводит "Scorpions" на подмостки.Что противос- тоит любви? - Война.А какой нормальный человек может равнодушно от- носиться к войне - человек ненавидит войну - это аксиома.Так зачем же об этом еще и петь?! Петь надо о любви, чтобы люди учились любить друг-друга.То, что в репертуаре "Scorpions" нет политических песен не означает, что им чужды человеческие проблемы - просто им кажется, что решить их можно полюбовно.Песню "Still loving you" "Scorpions" написали еще в 1976 году, а включили в пластинку только через восемь лет.Почему? - "Во-первых, она опередила свое время, в 76-ом ее вряд ли сочли бы лучшей песней года, она выпадала из стилистики того де- сятилетия, а во-вторых, в 84-ом дефицит любви был более острым, поэ- тому тогда она была более уместна." Это было мнение Рудольфа Шенкера.Впрочем, с ним многие не сог- ласны, особенно с тем, что о войне петь не надо. "Scorpions" принадлежит к числу групп, которых удалось вживую послушать фанатам из России: в 88-ом году (правда тогда московские концерты отменили) и в 89-ом на Московском Музыкальном Фестивале Ми- ра. "HEAVY METAL" (Справка из энциклопедии). "Тяжелый металл",или "тяжелые орудия", - так переводится это словосочетание - одно из ответвлений "хард-рока",получившее широкое распространение в начале 80-х годов. Так же как и в хард-роке,основы "хэви-метал" были заложены таки- ми исполнителями,как "Лед Зеппелин","Блэк Сэббэт","Гранд Фанк Рейл- роуд","Дип Перпл","Блю Чиэр".Выделив из музыки этих групп исключи- тельно мощные гитарные риффы,доведенные до виртуозности соло и "канонадные" ударные,группы "новой волны" английского тяжелого рока- такие,как "Даймонд Хэд","Саксон" и "Айрон Мэйден",- лишь разработали инструментальную структуру стиля,позже получившую окончательное раз- витие в музыке представителей так называемого "спид"- и "трэш"-"ме- талла". До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяж- елого металла".Если в США "хэви-метал" - это понятие,объединяющее и "металл",и "хард-рок",то в Англии классификация очень близкая к на- шей,хотя при сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард" только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к "металлу". Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к нулю,точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова,одна- ко опытные "металлические" группы ("Металлика","Слейер","Мегадет") часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма,и у не- подготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии,хотя речь идет о ритмтческой импровизации,по духу очень близкой той,кото- рую исследуют серьезные современные композиторы. Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского писателя Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959),где он использует этот термин для описания резкой,непривычной музыки.Широкое распростране- ние термин получил после песни американской группы "Степпенвулф" "Born to be wild"(1968),в которой есть слова "heavy metal thunder", то есть "гром тяжелых орудий". "BLACK SABBATH" - НАЧАЛО "НЕАVY METAL". Группа "Black Sabbath" была образована в 1968 году в Англии, в городе Бирмингем.В исходный состав группы вошли: Оззи Осборн(вокал), Тони Йомми(гитара), Терри Батлер(бас), Билл Уорд(ударные). Называясь еще "Земля" будущие "Black Sabbath" решили не копировать своих пред- шественников и "учителей" "Лед Зеппелин" и "Дип Перпл" и одними из первых начали играть так называемый "тяжелый блюз".Хотя сам Тони Йомми говорил: "Мы не знали как назвать свою музыку,- единственным нашим желанием было играть ее и как можно громче." В 1969 году они стали называться "Black Sabbath", взяв для груп- пы название одноименного фильма.Этот же фильм стал неплохой основой для нескольких песен с нового альбома коллектива.В принципе ничего революционного "Black Sabbath" не предложили, но в отличие от " Дип Перпл" и "Лед Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от различных "аранжементных" добавок.Полностью были исключены клавиш- ные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.Ужасы и оккуль- тная тематика песен (автор текстов, в основном, Батлер) стали визит- ной карточкой "Black Sabbath", которые стали неожиданно очень попу- лярными среди студенческой молодежи.На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для взрослых.В начале 70-х годов "Black Sabbath"зарекомендовали себя еще и как самая громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в Книге рекордов Гиннеса (по тем временам, конечно). В 1975 году появились первые проблемы. Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить ус- пех предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы. Сам Йомми объясняет это факт следующим образом: - В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогреваю- щих такие группы, как "Ван Халлен" и "Аэросмит".Они работали перед нами, и это сыграло нам отрицательную роль.Ребята пели о сексе, люб- ви причем их музыка была проще и доступнее, как и тексты.Мы видели, что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим нечто новое.Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел Оззи Осборн и встала проблема с поисками вокалиста. В 1980 году в "Black Sabbath" пришел Рони Джеймс Дио из "Rainbow", что сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов. Был найден новый продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы тол- пы"(1981) стали фантастическими примерами классического английского "хэви метал". В следущем году состав группы стал постоянно меняться, и поклон- ники стали сомневаться: а не нобирает ли Йомми футбольную команду? Нет нужды описывать все изменения состава, достаточно лишь сказать, что в нем успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем последовало фантастическое выступление на фестивале "Life End" в первоначальном составе, который продержался вместе лишь один день. Злоключения с составом продолжались.В 1986 году удалось записать пластинку "Седьмая Звезда", но она осталась маловыразительной, а из оригинального состава в группе остался лишь Йомми.Наконец, в 1987 году в "Black Sabbath" был приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был записан "Aternal Idol" - вокал был просто идеален, тем более, что он был очень похож на голос Дио.Взяв в состав еще и ветерана рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless Cross" - альбом, имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых во- обще называют его лучшим среди всех альбомов "Black Sabbath". А в течении 1989-1990 годов "Black Sabbath" находились в турне, концерты которого проходили с аншлагами.Московские концерты не были исключением. "JUDAS PRIEST".ИУДЕЙСКИЙ СВЯЩЕННИК. Продолжая разговор о развитии такого стиля, как "heavy metal", группу "Judas Priest" обойти стороной нельзя.Группа образовалась в Великобритании в 1969 году.Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и 1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах был представлен интересный музыкальный материал.Несмотря на постоянную смену барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году "Judas Priest" приобрели популярность не только в Анг- лии, но и за ее пределами.в апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески удачный альбом "Sin after Sin", продюсером кото- рого был Роджер Гловер (экс-"Дип Перпл"). 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую сцену "новой волной": два последующих альбома стали квинтэссенцией "тяжелого металла" и впоследствии послужили моделью для таких групп, как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон". Критики всячески издевались над группой (как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории, увлеченной "новой волной английского ме- талла", "Judas Priest" стали кумирами.Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл "Take on the World" занял в английском хит-параде 14-ое место.С появлением нового барабанщика, группа записала диск "British Steel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики группы. Только после выхода этого альбома критики наконец "признали" "Judas Priest", популярность которого распространилась и на США.В ответ на обвинения поклонников в отходе от идеалов "металла", группа записала альбом "Screaming for Vengeans"(1982), развеявший сомнения относительно "облегчения" звучания и ставший "платиновым".Еще одним шагом в новом направлении стал альбом 1986 года "Turbo", который не производит впечатления "тяжести ради тяжести", также удачными оказа- лись и последующие альбомы.Несмотря на сдержанное отношение музы- кольной критики,"Judas Priest" за долгие годы своей карьеры сумели сохранить творческий почерк и не превратиться в пародию на самих себя. "ГЛИТТЕР-РОК"."KISS". Своим рождением "глиттер-рок" обоязан Англии, такие исполнители, как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили его основы, но максимального развития этот стиль достиг в США, где его взяли на вооружение Элис Купер, Лу Рид и "Kiss" - именно "Kiss" довели этот стиль до совер- шенства, и сейчас он является полноправным музыкальным направлением. В 1970 году группа выступала под названием "Love Gun" и ее ре- пертуар состоял из апробированных хитов и нескольких соьственных пе- сен, отличительной чертой которых был ярко-выраженный мелодизм (который "Kiss" сохраняет на протяжении всей своей карьеры).Вскоре "Kiss" обнаружил независимый телепродюсер Билл Окойн, и спустя неко- торое время группа подписала контракт с фирмой "Касабланка Рекордз". Составной частью плана по "завоевыванию мира" стал сложный сце- нический грим музыкантов - в сумме с их театральными шоу и мощной, динамичной музыкой это дало мгновенный результат, и практически с первого альбома ("Kiss",1974г.) "Kiss" не знают,что такое забвение публики.Тем не менее первые три альбома критики подвергли разгрому, хотя их претензии относились к имиджу группы - музыкальные достоинства "Kiss" никогда не подвергались сомнению.Четвертый диск группы (концертный "Alive",1975) стал платинавым в рекордно короткий срок, а на следующий год "Kiss" отпразновали свой первый хитовый сингл, "Rock-n-Roll all night"(12-е место в хит-параде США). В 1976 году группа несколько смягчила звучание, и это был пра- вильный шаг: первая же композиция, созданная в новой манере ("Beth", автор П.Крисс), разошлась милионным тиражом и заняла 7-ое место в национальном хит-параде.Пик популярности "Kiss" пришелся на 76-78 года; в этот период все их альбомы неизменно становились "платиновы- ми".В 1977 году "Kiss" сборник комиксов, в которых фигурировали сами музыканты,а в конце 78-ого был снят мультфильм ""Kiss" встречаются с приведением парка";кроме того, в 1978 году все участники группы вы- пустили сольные альбомы. В мае 1980 года П.Крисс начал сольную карьеру, а его место занял Эрик Карр; в этот период музыканты отказываются от грима и впервые публика увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными.Замена ба- рабанщика, к удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что подтвердили очень сильные альбомы, издание в первой половине 80-х. Затем из состава вышел Э.Фрели, замену которому подыскивали долго. Перепробовав множество гитаристов, музыканты остановились на Брюсе Калине, работавшим до зтого в "Blackjack". После некоторого спада "Kiss" вновь заявили о себе, выпустив ве- ликолепный альбом в 1989 году, ставший предвестником новой трактовки "хэви-метала".Впрочем, это был не последний их альбом,- группа про- должает играть (и довольно успешно) и сейчас. "IRON MAIDEN"."СТАЛЬНАЯ ДЕВА". Группа "Iron Maiden", один из грандов "тяжелого металла", обра- зовалась в 1977 году в Великобритании.Наряду с некоторыми другими группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую вол- ну английского хэви метала".Взяв за модель звучание таких групп на- чала 70-х, как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron Maiden" в ко- роткое время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою очередь ориентиром для других групп.Известнасть на родине пришла в 1979 году, когда композиция "Running Free" попала в "горячую трид- цатку".В то же время группа выступила с концертной программой в пе- редаче "Top of the Pops", став второй после "The Who" группой, кото- рая удостоилась этой чести в 1973 году.В марте 1980 года "Iron Maiden" отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопро- вождающей выступления "Judas Priest".Альбом группы был на 4-ом месте в хит-парадах.Вскоре "Iron Maiden" начала гастролировать самостоя- тельно.Диск "Killers", выпущенный в 1981 году, принес группе между- народную популярность; почти весь год группа интенсивно гастролиро- вала по всему миру.В том же году в составе появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработала статус "супер- группы"."Iron Maiden" с заметным отрывом обогнала многие "металли- ческие" группы, хотя стиль группы больше тяготеет к хард-року, прав- да, с более жесткой гитарной структурой. Великолепные рецензии получил альбом "Седьмой сын седьмого сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана личшей груп- пой года (журнал "Metal Hammer"), а Диккинсон - лучшим вокалистом. Примечательно то, что "Iron Maiden" - одна из немногих групп, за всю свою карьеру не выпустивших ни одного сборника.Остается лишь сожа- леть о том, что группа много потеряла после ухода из нее Брюса Дик- кенсона весной 1993 года. Это из истории "Iron Maiden".Можно было бы этим и ограничиться, но поскольку уже хочется проникнуть подальше в механизм "металлической группы" и посмотреть, как он работает, я отыскал интервью, взя- тое у "главного механика" группы Брюса Диккенсона журалистом из "Ме- тал Хаммера".Что же мы узнаем нового? Брюс пришел в "Iron Maiden" уже после того, как они выпустили два альбома.До этого он входил в состав группы "Саксон", умеренно известной в США, а еще ранее он пел в самых различных диско-группах. Брюс учился в консерваториии, и если учесть, что тогда все были за- циклены на роке, ничего удивительного в его теперяшнем положении нет.Но поклонником хард-рока Брюс стал не сразу.По началу его прив- лекал блюзовый авангард."По-настоящему я оценил хард-рок только пос- ле дебюта "Black Sabbath","- говорит Брюс.Тогда же появилось мно- жество групп, играющих "тяжелый арт-рок"."Что касается музыки, то меня в равной степени привлекают "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и "Пинк Флойд".Они играют в разных стилях, но уровень профессионализма у них очень высок, в этом рок ничем не отличается от классики." На вопрос, как он пришел в "металл", Диккенсон восклицает:"А есть "металл" во- обще? - Был блюз, блюз и остался, только он изменился.Для меня это не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок." Законодателями моды в "тяжелом блюзе" были "Лед Зеппелин", но им- пульсивность, неуправляемость заглушала собственно музыку.Та же си- туация, по мнению, Брюса была и у Джими Хендрикса."Я не против имп- ровизации,но она не должна заглушать мелодику,становиться самоцелью. Образцом рок-группы для меня остается "Дип Перпл", я не знаю других исполнителей, которые играли бы так свободно,непринужденно и в то же время мощно." Сейчас Брюс считает, что блюз еще далеко не исчерпал себя.И вов- се не обязательно "переливать ему кровь из других стилей".Хотелось бы верить, что Брюс Диккенсон достиг всего, чего хотел, но еще боль- ше хочется верить в его возвращение в "Iron Maiden". "HELLOWEEN".Вагнеровский металл. Группа "Канун всех святых" представляет еще одно направление стиля "Heavy Metal".Популярность "Helloween" на родине (группа была образована в ФРГ в 1983 году) с момента выпуска первого мини-альбома в 1985 году была стабильной, но международный успех пришел не сразу, ему предшествовала напяженная студийная и концертная работа.Перелом- ным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы появился вокалист Михаэль Киске, хотя и бывший вокалист, Хаске, по итогам 1986 года входил в десятку лучших певцов ФРГ.С участием Киске был записан альбом "Хранитель семи ключей.Часть I." Благодаря этому группу заметили в Англии и в США.Этот альбом достиг высокого места в национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в "горячей сотне" в Германии.Год завершился совместными гастролями с группой "Overkill", выступлением на популярном международном фестивале "Металлмания", ежегодно проводимом в Польше.Пиком стали новогодние выступления группы в легендарном Лондонском "Одеоне". Летом 1988 года группа выступила на английском фестивале "Монс- тры Рока", где группа играла с такими грандами, как "Айрон Мэйден", "Кисс", Дэвид Ли Рот, "Мегадет"."Helloween" и американская группа "Ганз энд Роузез" стали тогда открытием фестиваля. В музыке "Helloween" заметно влияние классических произведений, некоторые обозреватели называют стиль группы "вагнеровским метал- лом".А творческий потенциал группы на данный момент дает все основа- ния для самых оптимистических прогнозов "GUNS'N'ROSES". Можно сказать, что группа "Guns'n'Roses" представляет сегодняш- ний день "хэви-метала", так как образовавшись сравнительно недавно (1985 год, США) онадовольно быстро приобрела мировую известность и популярность. Избрав в качестве ориентира стиль таких групп, как "Аэросмит" и "Назарет", "Guns'n'Roses" в короткое время зарекомендовали себя, как одна из наиболее интересных групп, играющих "ураганный хард-рок" - так определили их манеру игры музыкальные критики.Группа выступала в качестве "разогревателя" перед концертами "Аэросмит", причем мо- лодежь воспринимала "Guns'n'Roses" с гораздо большим энтузиазмом, чем "гвоздь программы".В 1987 году был выпущен альбом, ставший самым феноменальным дебютом среди американских групп за всю историю рок-музыки: за год тираж пластинки превысил 7 млн. , а практически все песни, вошедшие в диск были изданы в виде синглов.Песня "Sweet child of mine" стала международным хитом. В августе 1989 года "Guns'n'Roses" выступали на традиционном фестивале "Monsters of Rock" в Англии - программа, в которую музы- канты обычно включают композиции "Led Zeppelin" и "Rolling Stones" была признана самой интересной, затмив выступления "Iron Maiden" и Дэвида Ли Рота.Последние альбомы группы говорят о том, что "хард-рок" и "металл" приобрели новое звучание, а это значит, что в лице "Guns'n'Roses" рок-музыка приобрела нового лидера, не уступаю- щего по своим возможностям признанным королям прошлого. "TRASH" И "METALLICA". "Трэш" - одно из самых "тяжелых" направлений рок-музыки (от сло- ва "thrash" - дрянь, гадость).Одним из первопроходцев этого стиля по праву считается "Metallica".Ее феномен заключается в том, что без "сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе нового "тяжелого" андерграунда, но и приобрела репутацию су- пергруппы вне его."Metallica" играет "рафинированный металл", сво- бодный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динами- ка аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла".В свох работах музыканты настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемери- ем, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом пе- ред будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом пе- речеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и наивных "детей цветов".Только "Metallica" не наивна, а предельно ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жес- токостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока. Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х, с их вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" анг- лийского хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Беше- ная динамика музыки "Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий ка- мень вода не течет.Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы! ...Датчанин Ларс Ульрих серьезно занимался теннисом.Настолько серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров.В 1980 году его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва- лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год ему попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкан тов для группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу.Прииятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитарис- том, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэт- филда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это впоследствии отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические экс- перименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспек- тивному гитаристу.На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го- да "Metallica" записала свою первую композицию.Лента с записью попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала контракт на первую пластинку.Однако в самом разгаре работы бас-гита- рист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может: "От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокну- мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно выле- тели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то время игравщего в группе "Травма". Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем работы.Как любой хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на роя- ле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей работы,высвобождал из оков невежества твор- ческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это понравилось. В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбо- ма.Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бер- тона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэт- филд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии, требо- вания, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное,он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит Хэтфилд,-но мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с мелодиями." Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Эк- седес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный вопло- тить любую чужую идею с точностью компьютера.К счастью "рокировка" гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега- дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией "Металлики""). Перед любителями жесткого рока появилась новая группа.Но не сов- сем такая, какой, предполагалось, она может быть.Не смотря на неко- торые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", компо- зиции "Meталлики" выглядят более "сухими", резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к року в традиционном смысле этого слова.В целом музыка группы "Metallica" гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке. Однако тексты первого альбома "Убей их всех" практически не от- личались от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок, да здравствует рок и только рок! Принципиально иным стал второй альбом "Оседлай молнию"(1984).В музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми от- мечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут та- кую же эмоциональную нагрузку, как и музыка."Metallica" взялась за очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие пси- хозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда при- сутствуют в творчестве этой группы. Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобре- тает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном, беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего "золотым" (учитывая запись на "инди"-фирме). В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" от- правилась на гастроли по Скандинавии.По дороге из Стокгольма в Ко- пенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на сколь- зком повороте и первернулся.Погиб один человек, Клифф Бертон.Ему было 24 года. Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее автором был Джесон Ньюстед:"Когда я пришел на прослушивание, то увидел трех мрачных парней в черных майках и джинсах.Я взял бас-ги- тару, они включили фонограмму.Со второго раза я "попал" и рискнул на импровизацию.Когда я отыграл пол-часа, они переглянулись, молча по- жали мне руку и вытолкали за дверь.Я так тогда и не понял подхожу я или нет." Он им подошел. "...И спроведливость для всех" - так назвали "Metallica" свой двойной альбом, вышедший в 1988 году.Впервые после записи "Убей их всех" группа пришла в студию с готовым материалом.Работа двигалась очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные компози- ции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом получился самым интересным в истории "Металлики".В рекордный срок он стал "платиновым" и первым среди "инди"-пластинок оказался в американской "Top 10". Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа он уже был дважды "золотым".Эту работу можно рассматри- вать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и однов- ременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Ме- таллики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достига- ется за счет акустических инструментов.В целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х,в нем явственно прослушиваются стилис- тические комбинации а-ля "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл". Остается добавить, что несколько миньонов группы вышли в 1992 году, а сейчас музыканты пишут навый студийный альбом, который, на- диюсь, принесет свежую струю в мир "Трэш-металла". "Современный "спид - трэш - метал". Кто это?" Если пробежаться взглядом по спискам наиболее известных групп этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как наи- более сильные в этом жанре. Это германская группа, состоящая из ко- манд:"Kreator", "Destruction", "Sodom", американская: "Slayer", "Megadeth", "Napalm Death" и приехавшая из Бразилии "Sepultura". История "Креатора" началась с малоизвестной западногерманской группы "Tormentor", которая в 1985 году записала две неплохие де- монстрационнные записи и получила контракт с фирмой "Нойз". Но в "металлических" кругах уже существовала группа с таким названием и музыканты переименовались в "Kreator". Дебютный альбом "Бесконечная боль" (85 г.) мгновенно вывел группу в высшую лигу западногерманско- го трэш-метал, стиля, отличающегося атакующим звуком, хотя по совре- менным стандартам музыка "Креатора" того периода может показаться несколько наивной. После выхода второй пластинки "Pleasure to kill" (86 г.) группу заметили и за пределами ФРГ, группа провела большое турне с "Destruction" и "Rage". К моменту выпуска третьего альбома "Terrible Cirtainty" исполнительный уровень группы значительно вы- рос, на что также повлиял приход третьего гитариста. Это позволило "Креатору" отправиться с гастролями в США, где они дали 35 концер- тов, и в Канаду (вместе с группой "Voivod"). Появление нового гита- риста усилило концертное звучание группы, приблизив его к студийно- му. После второго турне по ФРГ, "Креатор" стал пользоваться популярностью и в Англии, куда вскоре группа отправилась с гастроля- ми, получив отличные оценки музыкальной прессы, хотя традиционно Ан- глийский слушатель считается самым консервативным.В 1989 году группа стабилизировала свое положение на еврорынке. И хотя альбомы 89 и 90 годов обвиняют в излишней "чистоте" звучания, это не может поколе- бать репутацию группы. К тому же "Креатор" наконец обратился к проб- лемам лжи, войны и наркотиков, что подняло группу в глазах прессы. Западногерманская группа "Destruction" ("Разрушение") образова- лась в 1984 году - как следует из названия, группа не жалует такие стили, как диско, поп, рэп и прочую "легкоту", а исповедует "жест- кость и тяжесть на грани безумия"(такое определение творческой кон- цепции "Destruction" дают сами музыканты), точнее - "трэш-спид-ме- тал".На первых порах состав группы часто менялся, но это лишь усилило потенциал группы - образовавшийся путем "естественного отбо- ра" окончательный вариант "Destruction" выглядит настолько сильным, что группа по праву считается лучшим германским представителем свое- го направления. Это прекрасно видно по таким работам 1987 года, как мини - альбом "Безумный мясник" и диск "Агония - прочь". В поисках смысла жизни, "Destruction" записывает концертный альбом "Жизнь без смысла" и студийный "Помутнившийся рассудок", ставший самым сложным для восприятия альбомом этой группы. Американский квартет "Slayer" по привычке продолжают называть "самой быстрой группой в мире", хотя это справедливо лишь в отноше- нии их ранних работ: сегодня трэш претерпевает серьезные изменения, которых не избежала и самая титулованная группа этого направления "хард-рока". Известность пришла к "Слейеру" в 1986 году, когда груп- па записала один из своих сильных - и самых неоднозначных - альбомов "В царстве крови". В песнях пластинки музыканты пытались анализиро- вать духовный мир "ущербного среднего гражданина" и диск имел фено- менальный успех. Следующие работы были менее динамичными ритмически, но композиции приобрели неожиданную для "трэш-метал" мелодичность, что дало основания обвинить "Слейер" в отходе от принципов жанра. Новые работы группы показывают, что "Слейер" уже не "самая быстрая группа в мире", но, в конце концов, музыканты уже доказали, что мо- гут играть со скоростью средней пилорамы, настало время доказать кое -что еще. Последний альбом группы "Seasons in the Abyss" показывает, что кроме поклонения сатанизму (долгое эта тема была лидирующей в текстах "Слейера") Том Арайа может петь и про более насущные для че- ловечества: как и во всем "трэше" у "Слайера" появляются в текстах антивоенные нотки, отвращение к наркомании и прочее... "Слейер" по-праву считают лидером своего стиля: "техно-трэша", по которому пошла не одна известная группа, например, "Holy Moses", "Magnus" и много других. РОК-ФЕСТИВАЛИ. ММФМ'89. Итак, что же сейчас пропагондирует хард-рок, какие идеи он защи- щает? Прежде, чем поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом "Нет - алко- голю, войне, наркомании и т.д..." Я думаю всем хорошо известен фестиваль "Вудсток", о котором нет нужды говорить.А вот об одном из беспрецендентнейших случаев, о фестивале,проходившем в Москве в 1989 году поговорить стоит. Наверное уже стало ясно, что я хочу написать о Московском Музыкальном Фестивале Мира, в котором участвовали такие звезды, как Оззи Осборн, "Скид Роу", "Мотли Крю", "Синдерелла", "Бон Джови", "Скорпи- онс", и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным, как "Вудстоком на Москве-реке". Если взглянуть на московский рок-фестиваль с чисто технической точки зрения, то можно сказать, что звучание групп Оззи Осборна, "Бон Джови", "Парка Горького" было не очень хорошим.Можно сказать, что в первый день "Мотли Крю" разнесли на сцене свои инструменты, сделав это в лучших традициях "стадионного рока" конца 60-х.Можно сказать, что "Скорпионс" и "Синдерелла" "откачали" свои программы с безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а молодые "Скид Роу" захлестнули публику рвавшейся через край энергией, в то время, как "Парк Горького" выступили более спокойно, но не менее интересно. "Бригада С" во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне профессионально, а концептуальная музыка "Нюанса" уже во время фестиваля привлекла такого солидного продюсера, как Питер Габриэль.Короче: можно было описать это событие именно так, как описывают обычные концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку: фестиваль сос- тоялся. А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступа- ли звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих так любил Госконцерт, а лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и "Дюран Дюран", поклонники не забудут в паузе между двумя очередными пластинками. Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее этого направления представляется безмятежным, а интерес зрителя - стабильным.Как сказала приехавшая на фестиваль английская журналист- ка: "Максимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэ- ви" - прекращение вокруг него истерики и слияние с существующем мейнстримом", то есть переход из категории "модное" в "классичес- кое", что вряд ли можно рассматривать как кризис. Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и США проводится достаточно, то очень легко недооценить московский: ежегодное "пиршество" в Карл Доннингтон, под названием "Монстры ро- ка" по набору исполнителей врядли уступает московскому: здесь Оззи и "Синдерелла", там "Металлика" и "Ганз энд Роузез", здесь - "Мотли Крю" и "Скорпионс", там - "Айрон Мэйден" и "Кисс".Сравнения и парал- лели возможны.Как и в большинстве аналогичных массовых концертов, фестиваль был изначально пронизан высокой идеей, которая как цемен- тирующий состав скрепила в единый монолит исполнителей и миллионы зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля "Против алкоголизма и наркомании!" И весьма немаловажно, что идея исходила из нашей страны, став еще одним этапом по осыпающемуся в те времена стереотипу СССР, как "империи зла". Многие великие музыканты ушли из жизни наркоманами.Музыканты, которых молодые считают своими кумирами.Нет ничего плохого в том, что поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни и сам станет наркоманом или алкоголиком.Такого не должно случиться. Фонд "Make a difference" и фирма грамзаписи "Полиграм" осуществили международный проект.Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89 записали песни из репертуара погибших от наркотиков Элвиса Персли, Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в разное время своих участников, страдавших наркоманией: "Who", "Led Zeppelin", "Doors", "Sex Pistols", "AC/DC", "Rolling Stones","T.Rex", "Kenned Head" и других. ( К сожалению, сейчас это список увеличился: от злоупотребления наркотиками погиб Фредди Мер- кюри из легендарной группы "Queen".) Вся прибыль от продажи этого альбома передается в фонд "Make a Difference", осуществляющий ряд программ по защите детства от наркотиков. Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля прошло множество других концертов "грандов" в Москве.Нас посетили: Йен Гиллан, "Металлика" и "АС/DC", "Napalm Death", "Sepultura", "Iron Maiden", "Accept", "Nazareth", "Faith No More", скоро Москва увидит "Kreator".К сожалению все музыканты в своих послеконцертных интервью вторят Винсу Нейлу из "Мотли Крю": "Меня угнетало огромное количество военных на поле стадиона, казалось, что выступоешь в ар- мейской части." Ну чтож, это наша болезнь, правда, которая вопреки мнению многих провоцируется не только фанатами, но и самой милицией и войсками. "О чем поют западные рок-группы?" О текстах песен стиля "хард-рок" уже написано в моей работе не- мало и можно было бы больше не касаться этой темы. Но дело в том, что разбирая свой "архив" статей о рок-музыке, я натолкнулся на статью с названием, написанном выше, опубликованной в газете "Аргу- менты и факты" в 1988 году. Насколько необразован в области рока ав- тор статьи становится ясно с первых же строк, ну а к середине статьи разбирающийся в роке человек понимает, что его сознательно вводят в заблуждение. Итак, автор делит тексты различных групп на 3 катего- рии: а) Вариации на тему любви. К сожалению, Н.Арефьев причисляет к этой категории исключительно поп-группы, явно забывая при этом послушать "Скорпионс", "Европу", "Парк Горького" и множество других "хард-роковых" групп. Правда не- которые истины не избегают пера автора: он пишет, что песни этого направления легко воспринимаются на слух, и что социальные песни - это скорее исключение в поп-музыке, это удел других групп (может быть в этом и кроется неприязнь автора, да и не только его к року?). б) Боевой рок. Здесь, видимо, автор имеет в виду "агитационно-пропагандистский рок", который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке та- ких движений, как "Рок против войны", "Рок против апартеида", " Рок против богатых" и т.д... Это обьединение довольно условное, т.к. группы различаются по стилям, положению и единственное что у них есть общего - это ярко выраженная социальная направленность текстов и поддержка прогрессивных общественных акций и движений. Сюда автор совершенно справедливо причисляет Пола Уэллера, группы "Стайл Кау- мел", "Уэм", "Мэднесс" и других. Хорошо характеризуют это направле- ние слова Тэла Саттона, гитариста английской группы "Уэй": "Рок и политика должны идти рядом. Я не могу писать песни безотносительно того, что происходит вокруг". в) И Сатана там правит бал. Отношение автора к "хэви-метал" и более жестким стилям совсем не радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от "этих пакостей" и в надежде, что родители, прочитав его статью выкинут магнитофоны сво- их чад в окно, автор сочиняет такое ...! Итак, прервав статью из "Роллинг Стоунз" автор пишет, что альбом группы "Джудас Прист" 1984 года оценен как "Садомазохизм и апокалип- тическая истерия". Конечно, на первых порах эта группа немного увлекалась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил Арефьева, что он забыл, что "Джудас Прист" переводится как "Иудейский священ- ним все силы, чтобы править железной рукой" вовсе не следует воспри- нимать так прямо. Так же прервав песню группы "Motley Crue" под названием "Девочки, Девочки, Девочки" автор умудряется обвинить группу в при- зыве молодежи к хулиганству. Отдельный разговор о группе "Слейер". Автор приводит такие стро- ки: "Расчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на на части",при этом ссылается на песню "Некрофобия". Будучи поклонни- ком "Слейера" и достаточно хорошо владея английским языком, я попы- тался найти эти строки. Нашел, правда в другой интерпретации: да, эти слова есть, правда не призывающие, а описательные ("Разделе- ние... и т.д...), то есть идет описание жизни человека, страдающего некрофобией. А в конце песни, для особо непонятливых указано: "Нек- рофобик не может контролировать, параною, зовущую его убивать". А в другой песне после призыва убивать стоит строчка обьясняющая зачем: "Во славу арийской расы" - эта песня, также носящая описательный ха- рактер называется "Ангелы смерти" (короче - войска SS), чего автор явно не хочет замечать.Правда, стоит сказать, что музыканты также и не питают симпатий к христианству, как и к Сатане.Они нейтральны. г.) Больше категорий автор не выделял, но мне бы хотелось доба- вить, что существует множество групп, использующих в основе своих песен сказки и были, как-то: "Manowar", Alice Cooper и другие... В завершение это главы хотелось бы привести слова Брюса Диккен- сона из "Айрон Мэйден" в ответ на вопрос: - В ваших песнях часто фигурируют слова: огонь, грех, насилие, убийство ,смерть.Что означает для вас насилие? - Вы произвольно вырвали слова из контекста.Мы не хотим, чтобы публика действовала под их влиянием.Мы поем о борьбе, борьбе добра со злом.А приведенные слова так или иначе сопутсвуют теме борьбы. Мир рок-музыки неоднозначен, и то, что дано понять одному не да- но понять другому.Но не понимая, не разобравшись в сути явления нельзя верно охаректеризовать его.К сожалению, многие годы у нас в стране, не вникая в суть проблемы, долгое время подавляли зачатки рока, а с ним и уникальную саму по себе молодежную культуру. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, что же такое рок? Рок - это настоящее искусство.И как каж- дое серьезное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человечес- кого бытия, пытается по-своему их решить.Эта музыка достаточно прав- диво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на все ее проблемы.Это не только развлекательный жанр.Молодежная ли это музыка? Да, безусловно, когда рок зарождался, он был молодежной му- зыкой.Но сейчас... Уже поколение людей выросло, слушая "Битлз", "Блэк Сэббэт", "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и привязанность к этой музыке у многих осталась.Так что сейчас утверждать, что рок - чисто молодежное движение, нельзя. Резонно может возникнуть вопрос, почему я в своем реферате не коснулся советской рок-музыки.Дело в том, я считаю, что советский рок - это отдельное явление в роке со своими особенностями и направ- лениями.Невозможно вкратце коснуться зтой темы - она для отдельной работы. Кругом мы слышим множество голосов pro et contra рока.Но поче- му-то противники рока, впрочем как и его поклонники, говорят о нем, как о монолитной субстанции, делая при этом одну и ту же ошибку.Такдавайте же будем рассматривать рок многосторонне, не забывая, что это искусство, чтобы у нового поколения рокеров не было тех же проб- лем с родителями, какие были одно время у Ди Снайдера: "О, вы такие снисходительные, ваша притворная терпимость бесконечна. Мы ничего не хотим, ничего от вас не хотим. Ваша жизнь банальна, вы словно заезженные клячи, Ваша жизнь тосклива и вы ее растратили. Если это то, что вы считаете лучшим, То нам такое "лучшее" не подходит!" Второму поколению поклонииков должно быть легче в общении с ро- дителями, они должны их понимать, но... Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под солнцем. Екклесиаст, глава I стих 9. ЛИТЕРАТУРА:
|
|